Развивающая предметно-пространственная среда группы:
Предусмотрено системное развитие в целостном образовательном процессе, освоение разностороннего содержания для физического, психологического, эмоционального, интеллектуального, речевого, познавательного развития ребёнка.
Для этого пространство групповой комнаты условно разделено на 3 зоны:
- рабочая зона
- активная зона
- спокойная зона.
Основные требования к организации среды.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей
- трансформируемой
- полифункциональной
- вариативной
- доступной
- безопасной
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Оснащение центров должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Рабочая зона
В рабочей зоне находятся:
Центр художественно-эстетического развития
Оборудование центра творчества должно соответствовать возрастным требованиям, индивидуальным и гендерным особенностям детей.
Материалы, оборудование и инструменты для рисования, лепки, аппликации, должны быть, разнообразны и доступны для детей.
К ним относятся:
- бумага разных размеров и цветов
- цветные карандаши
- краски
- пластилин
- кисточки
- доска для лепки стеки и т. д.
- трафареты, раскраски, схемы рисования и лепки
- материалы для нетрадиционных способов изображения
- дидактические игры по ознакомлению с цветом формой размером
- цветовой спектр
- смешивание цветов.
Схема правил работы в центре.
Центр коррекционного развития
При организации центра коррекции, учитываются общие и индивидуальные особенности ребенка.
В работе воспитатель, использует принцип дифференцированного подхода, он заключается в том, что данная работа организуется с каждым ребенком отдельно, в зависимости от степени выраженности зрительных нарушений, характера зрения и уровня развития познавательных возможностей ребёнка.
Коррекционная работа состоит во взаимосвязи со всеми образовательными областями детской деятельности.
- Создание офтальмологических условий
- Развитие зрительного восприятия
- Развитие осязания и мелкой моторики
- Ориентировка в пространстве
- Социально-бытовая ориентировка
Центр речевого развития, центр музыки и книг
Эти центра можно объединять в один. В центре должны присутствовать:
- сборники артикуляционной гимнастики в стихах и картинках
- пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; вертушки и т д.)
- пособия для развития мелкой моторики
- картотека пальчиковых игр
- схемы слова; альбомы по слоговой структуре слова)
- сюжетные картинки
- чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки
- игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
- игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок, алгоритмы составления рассказов)
- картотеки чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.
- магнитная доска
- наборы магнитных букв; кубики
- детские музыкальные инструменты: металафон, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки, звуковые коробочки
- предметные, сюжетные картинки
- книги соответствующие программному содержанию
Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
Театрализованный центр
Обязательными составляющими театральных уголков должны быть следующие атрибуты: ширма, ряженья (шляпы, бусы, веера, детали костюмов, усы, парики, очки, маски, маски-шапочки), приветствуется наличие подиума или сцены.
В размещены различные виды театров; кукольные, пальчиковые, теневые и др.
В содержание работы по театрализованной деятельности входит:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
- игры-драматизации
- подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений
- литературные игры «Угадай сказку», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи»
Центр настольно-манипулятивных и дидактических игр
Деятельность дошкольника — игра, с помощью неё ребёнок познаёт окружающий мир. Целью создания центра настольных игр является – организация предметно-игровой среды для эффективного интеллектуального развития личности.
Общий принцип деятельности, заложенный в дидактических играх, должен открывать широкие возможности для решения дидактических задач разного уровня сложности: от самых простых (собрать пирамидку с тремя одноцветными кольцами, сложить картинку из двух частей) до самых сложных (собрать башню, цветущее дерево из элементов мозаики).
Вариативность среды должна предполагать наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразие игр и пособий обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Центр исследовательской и экспериментальной деятельности
Данный центр необходимо располагать вблизи с источником воды, чтобы ребёнок имел возможность после игры с песком вымыть руки.
Здесь находятся специальная посуда разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки, магниты, деревянные предметы металлические и т.д. на уровне глаз ребенка расположены иллюстрации с опытами и экспериментами.
Центр математического развития
Игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени).
Разнообразный счетный, наглядный материал (плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и т.д.)
Занимательный материал математического содержания включает в себя:
- задачи–шутки
- головоломки
- ребусы
- игр на нахождение сходства и различия и др.
- математические загадки
- считалки
- логические игры
- магнитные цифры
Центр сенсорного развития
Центр сенсорного развития несёт в себе следующие функции:
- стимуляция сенсорные функции (зрительное восприятие, осязание, слух)
- развитие мелкой моторики рук
- снятие мышечного и эмоционального напряжения
- активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти
Сенсорные игры способствуют знакомству детей не только со свойствами различных предметов, но и с представлениями о форме, величине, цвете.
Уделяется большое внимание проговариванию детьми всех своих ощущений.
Центр содержит материалы и игры для развития тактильных ощущений, мелкой моторики.
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения.
- Игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, колокольчики, пищалки, юла, заводные машинки, шумовые коробочки и т.д.)
- Пирамидки и стержни, лабиринты для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм
- Игрушки–тренажеры: вкладыши, шнуровки, молнии, застёжки
- Мягкие игрушки: кубики
- Домино, лото, мозаики
Центр экологии
Здесь находятся специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки).
Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы).
Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.).
Приборы – помощники (микроскоп, лупы, зеркала, могут быть различные виды весов и др.).
Схемы опытов, правила поведения в центрах.
Активная зона
В активной зоне находятся:
Центр физического развития
В этом центре находятся все атрибуты для двигательной деятельности: мячи разного размера, кегли, обручи, мат, корригирующие дорожки, мешочки для метания, скакалки.
Центр конструирования
В центре должно находиться достаточное количество строительного материала, разного размера конфигураций.
Изготовлен он из разных материалов, например, мягкие модули, пластмассовые и деревянные конструкторы.
Материалы среднего и мелкого размера должны быть переносными, чтобы ребенок сам мог их перенести и организовать игру в любом другом месте.
В центре конструирования так же приветствуются схемы построек, они должны соответствовать возрасту.
Центр развития сюжетно-ролевых игр
Содержит атрибуты игр «семья », «шофёры», «больница»: мебель, посуда, фартук, косынки, сумки, коляски, куклы, постель, ванночка, приборы бытовой техники и т. д.
Сюжетно-ролевая игра «Автобус»: руль, передняя часть автобуса.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»: халат, шапочка, игрушечный градусник.
Сюжетные картинки, схемы правил поведения должны располагаться на уровне глаз ребенка.
Спокойная зона
В спокойной зоне находятся:
Центр психологической разгрузки
Содержит такие атрибуты как: мягкие игрушки, подуши, волшебная коробочка, игрушки-антистресс, книги, клубочки, игрушечный телефон, набор для творчества (альбом, карандаши, воздушный пластилин).
Среда постоянно обновляется и совершенствуется с учетом потребностей и
возможностей, интересов и инициативы воспитанников и их родителей.
Все центры обозначены эмблемами в одном стиле и правила поведения в них.